Проект «DogУрок»

DogУрок или Когда собаке можно в школу

Наступила осень, а вместе с ней и школьная пора. Кто-то из ребят с нетерпением ждет сентября и новых уроков, а для кого-то ежедневное времяпровождение за партой является скучным и рутинным, и потому сама осень не в радость. Педагоги некоторых московских школ могут поделиться с коллегами секретом, как сделать урок интересным для всех без исключения.

«Ура, идем скорее, у нас сегодня собаки, собаки!»  — ученики школы 1239 находятся в радостном предвкушении встречи с самой настоящей, живой собакой. Ведь с сентября месяца в этой школе на протяжении трех месяцев буду проходить целые серии DogУроков для учеников начальной и средней школы с настоящими собаками! А после прохождения познавательных DogУроков ребята смогут поучаствовать в увлекательном DogКвесте и закрепить свои знания! Данный проект реализуется Организацией «Экология человека» при финансовой поддержке Фонда Президентского гранта и организационной поддержке Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах. Давайте заглянем в класс вместе и узнаем, как именно это выглядит.

Дети за партами, специально приглашенный учитель у доски – вроде все как всегда, только вот рядом с педагогом задумчиво лежит большая черная собака явно дворянской породы. Она спокойно слушает урок, иногда громко вздыхая или выполняя команды своей хозяйки, которой сегодня отведена роль учителя. Через 15 минут интерактивного урока собака встает и начинает медленно ходить вдоль рядов с партами, а учитель дает ребятам время погладить собаку и немного пообщаться с ней. Вскоре беседа учителя и ребят продолжается, а за 10 минут до звонка с урока наступает самое интересное. Самые прилежные ученики получают возможность выйти к доске и попробовать себя в роли инструктора собаки, выдавая ей те или иные команды. В этот день в разных классах пройдут уроки по трем темам: «Как подружиться с собакой?», «Профессии собак» и «Мультисобаки».

Проект DogУрок реализуется в нашей стране с 2014 года, свой старт он получил в Москве и на сегодняшний день такие уроки проходят в семи московских школах и пяти библиотеках. Кроме того, социальная значимость проекта была признана Агентством Стратегических Инициатив, что позволило предлагать данную методику в регионы Российской Федерации как одобренную для применения в качестве дополнительного образования школьников.

Передаваемая методика содержит тематический и содержательный план уроков по двадцати темам, которые затрагивают не только общение с собаками,  но и другие аспекты бережного отношения к окружающей детей живой природе. Кроме того, авторы DogУрока подготовили материалы для будущих внештатных педагогов, которыми могут стать волонтеры приютов, кинологи, ветеринары, психологи при прохождении специальной подготовки. Тестированию на профпригодность и дальнейшему обучению собак в проекте уделяется особое внимание.

Как вы уже поняли, суть метода заключается в беспроигрышной комбинации: проведении уроков доброты с применением научного подхода HAI (Human Animal Interaction), то есть живом общении детей с собаками. Считается, что общение с домашними животными, такими как собаки, кошки, мелкие грызуны (привет школьным живым уголкам), помогают развить у детей чувство ответственности, сопереживания и прививают им любовь в природе и всему живому.

Проведенные в Англии исследования показывают, что при стрессе  животные играют роль «буфера», например,  они облегчают тяжелые психологические состояния, связанные с тревожностью,  смягчают восприятие физической и эмоциональной боли. При тактильном контакте с дружелюбной собакой дети повышают свой уровень душевного комфорта и получают определенную моральную поддержку.

Исследования, непосредственно направленные на определение пользы, которую могут приносить собаки во время урока, показали, что в присутствии собаки дети склонны лучше выполнять различные задания и внимательнее слушать учителя. Также рядом с собакой школьники лучше справляются с решением интеллектуальных задач и более эффективно используют средства вербальной и невербальной коммуникации друг с другом и педагогом. В некоторых случаях наблюдается также сокращение проявлений экстремального поведения, такого как склонность к агрессии, или, напротив, излишняя отстраненность.

На странице 5 можно ознакомиться с интересной статистикой положительного влияния на детей уроков с живыми собаками и еще раз убедиться, как важно вовремя рассказать детям об ответственном отношении к братьям нашим меньшим.

Узнать подробнее о проекте DogУрок вы можете, обратившись на сайты фонда «Я свободен» и РОО «Экология человека».

Ника Могилевская

Зоопсихолог, канистерапевт, исполнительный директор БФ помощи животным «Я свободен»

Поделиться

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: